Главная |
История мозаики. |
Наши работы | История мозаики берет начало в Древней Греции. В древнем Риме и Византии это искусство |
История мозаики | получило весьма широкое распространение, после чего было надолго забыто и возродилось |
Контакты | лишь в середине XVIII века. Возникновение самого слова «мозаика» окутано тайной. По одной |
|
версии, оно происходит от латинского musivum (от
итальянского «mazaico» и французского
«mozaique»)и переводится как «посвященная музам».
По другой — это всего лишь opus
musivum – «сложенный из кусочков»,
то есть разновидность кладки стены или пола
из мелких камешков. В эпоху поздней
Римской империи мозаику уже можно встретить
практически везде: и в частных
домах, и в общественных сооружениях. По большей части
ею отделывали пол, при украшении стен
предпочтение отдавали фрескам. В результате рождались
нарядные и по-настоящему
величественные пространства.
Мозаика на кораблеНельзя не упомянуть одного очень оригинального, пожалуй, единственного в своем роде случая применения мозаики на корабле. По свидетельству древних авторов, сиракузский тиран Гиерон приказал украсить свой роскошный корабль мозаичной живописью с изображением многочисленных сцен из "Илиады" Гомера. Как указывают литературные источники, над созданием этих картин трудилось 360 художников и мастеров-мозаичистов. Знакомство римлян с греческой мозаикой начинается со II в. до н. э. п особенно развивается в период победоносных походов Юлия Цезаря и Октавиана Августа, когда в Рим начинают стекаться огромные богатства из завоеванных стран. Мозаика: украшение пола и стен зданий
За счет
эксплуатации порабощенных народов роскошь
декоративной отделки общественных зданий,
дворцов, храмов и частных домов зажиточных слоев
населения достигает своего апогея. Мода
на мозаику как на один из наиболее пышных и
дорогих способов художественной отделки
строений распространяется
до небывалых пределов. Все чаще и чаще
наблюдаются случаи украшения
мозаикой не только полов, но и стен
зданий. Каждый сколько-нибудь имущий
хозяин стремится завести у себя в доме хотя бы небольшую
мозаичную картину или выложить на
полу у входа из мелких кусочков фигуру оскалившегося пса с
надписью: "cave ca-nem"-"берегись
собаки". Мозаика: переход на стекло открывает новые возможностиПереход на стекло открыл перед мозаикой новые возможности и способствовал еще большему ее распространению при отделке общественных зданий и домов богатых горожан. Мозаика в Помпеях
Огромной известностью пользуется мозаика,
найденная в Помпеях, в так называемом доме
Фавна, изображающая последний момент битвы
Александра Македонского с Дарием при Иссе.
Она считается копией с живописного
оригинала, который приписывается греческому
художнику Филоксену из Эритреи,
современнику Александра.
Дария, который видит гибель одного из
близких ему людей, художник передал сложное
выражение ужаса, жалости и беспомощности. Римские мозаики.Интересные римские мозаики, относящиеся к I-II вв., хранятся в собрании Государственного Эрмитажа. Среди них - превосходная мозаика "Танцующая девушка", небольшая картина, аллегорически изображающая месяц июнь в виде мальчика, держащего корзину с фруктами, и большая мозаика, показывающая Гиласа, спутника Геракла, в его странствиях.Все эти мозаики набраны из смальт с использованием некоторого количества мраморных кубиков. Упомянем еще мозаику античного периода, недавно найденную в Гарни, близ Еревана. На ней изображены морские божества в обрамлении богатого орнамента. Мозаика набрана, по всем признакам, местными армянскими мастерами из разноцветных кубиков натурального камня. Огромный интерес представляют недавно открытые мозаики древней Антиохии, на которых с выдающимся мастерством изображены мифологические сцены. Примером удачного использования мозаики в римской архитектуре могут служить найденные в Помпеях четыре колонны, богато украшенные орнаментом с изображением охотничьих сцен, набранным из разноцветных кусочков смальты. В Помпеях сохранились также фонтанные ниши, сплошь покрытые орнаментальной мозаикой. Наибольшего развития римская мозаическая живопись достигает в первую половину II в. при императоре Адриане. Во время своих длительных путешествий он возил с собой целый отряд архитекторов и художников, в том числе мозаичистов, которые должны были украшать здания, возводимые по его приказу в разных городах Римской империи. Под руководством этих художников в ряде городов были созданы мозаичные мастерские. Вполне возможно, что известная мозаика пола из Палестрины, изображающая долину Нила во время разлива, оживленную многочисленными бытовыми сценами, была создана римскими художниками-мозаичистами ко времени возвращения Адриана с верховьев Нила. К концу II в. Римская империя вступает в полосу глубокого кризиса, который впоследствии приводит к гибели весь античный рабовладельческий мир. Государственная казна постепенно истощается, в стране растет нищета. Однако правители Рима не хотят замечать надвигающейся катастрофы. Тратятся неисчислимые средства на пиршества, представления и народные празднества. Народ ни о чем не должен знать - все обстоит совершенно благополучно. Все рассчитано на внешний эффект: и огромные размеры построек, и непомерная стоимость отделочных материалов, и необычайно пышное убранство интерьеров. Мозаическое искусство как один из самых дорогих приемов украшения зданий получает особенно широкое применение. Знаменитые термы (бани) Каракалла, построенные в начале III в., богато отделываются мозаикой. Полы выложены кубиками из цветных мраморов, в стенных мозаиках применены смальты самых ярких цветов и позолота. Остатки этой пышной декорировки дошли до нас и позволяют различать неуклюжие изображения знаменитых римских атлетов. Грубая упрощенная трактовка фигур и жесткие краски свидетельствуют о резком упадке художественного вкуса. Все говорило о том, что в истории Римского государства приоткрывалась одна из самых мрачных страниц, насыщенная политическими репрессиями, угрожавшая отодвинуть искусства на задний план и затормозить их развитие на долгие годы. Казалось, такой печальной участи не могло миновать и мозаическое искусство, но этого не случилось, поскольку судьба этого искусства оказалась связанной с новой христианской религией, закреплявшейся вокруг византийского трона восточных римских императоров.
|